Цены на автомобили быстро растут во всем мире, благодаря их острому дефициту. Однако в РФ данный процесс обладает своими особенностями. Попробуем разобраться о происходящих процессах на рынке и как поступить потребителю при выборе автомобиля.
Происходящие процессы
Средняя стоимость нового и даже потрепанного легкового транспорта в РФ за январь–сентябрь увеличилась приблизительно на 20%. В том числе, средняя стоимость нового авто достигла 2 000 000 рублей, б/у - стала более 600 000.
Рыночные факторы роста цен по мнению участников рынка и аналитиков вызваны дефицитом автотранспортных чипов, в результате которых вызваны сбои в автопроизводстве (падение производства автомашин в мире из-за нехватки чипов составляет около 8 млн. рублей) и поднятием цен производителями. Одновременно поднялся спрос на вторичном рынке со стороны потребителей, которые потеряли надежду приобрести новое авто, совместно с провалом предложений из-за того, что покупатели не желают избавляться от своего транспортного средства (ТС) без уверенности, что сумеют приобрести новое авто.
Кроме прочего, существует дополнительный фактор: в дилерских компаниях РФ, на сегодняшний день, для приобретения новой легковой автомашины в стандартной комплектности понадобиться подождать несколько месяцев (на протяжении которых авто станет дороже), так как в автосалонах потребителям предлагают лишь транспортные средства с дополнительными опциями («допами») дилеров, существенно повышающими стоимость автомашины.
По подсчетам «Коммерсанта», с 2019 года объем таких опций при приобретении авто поднялся в среднем в пятикратном размере, увеличив стоимость транспортного средства на 200000 – 400000 рублей. А иногда потребители выражают недовольство на отсутствие возможности приобретения ТС за наличные средства (а лишь при оформлении кредита у автодилера).
Благодаря перечисленным факторам финансовые успехи автодилеров за первое полугодие опережали рынок. Реализация новых ТС «в штуках» в РФ за первое полугодие увеличилась на 37%, а доход ТОП-50 наиболее крупных автодилеров поднялся в 2,5 раза, достигнув 1,2 трлн рублей.
Рыночные отношения между продавцом и покупателем
В этом году приоритет авторынка находится за продавцом: по мнению аналитика, «ВТБ Капитала» Владимира Беспалова, потребители готовы покупать автомобили по повышенной стоимости, так как товарные накопления у автодилеров не увеличиваются, благодаря быстрой распродаже ТС. Некоторым покупателям приходится ожидать покупки несколько месяцев, что вызывает недовольство дилерами. При появлении общего дефицита ТС, в автосалонах остаются в остатке лишь дорогие авто, обладающие огромным числом добавочных опций.
Гл. редактор Blog.autospot.ru Александр Столяров сообщает, что сегодня ТС без «допов» приобрести довольно сложно. Дилеры повышают цены на авто, предлагая пресловутые коврики, защиты и сетки в багажник, до полумиллиона рублей и более. В результате, появляются высокие наценки на марки, пользующихся большим спросом. Например, довольно востребованное авто Toyota Land Cruiser 300 при общепринятой стоимости в 7–8 млн, дилерам удается продать такое авто за 12–13 млн рублей.
Руководитель компании «Келес Рус» В. Артамонов, являющийся официальным дистрибьютором Chevrolet в РФ, возлагает вину за поднятие цен – на дилеров, так как автопроизводители повысили цены до 10%, в то время, как автодилеры — на 20-30%, а на некоторые марки ТС, благодаря «допам» - на 50-60%.
Мнение автодилеров
В результате опроса The Bell участников рыночных отношений выявлены существенные факторы, объясняющие, что частью современной рыночной ситуации являются увеличенные добавочные опции.
Так, в «Рольфе» отметили, что нехватка ТС в IV квартале повысилась, и недостаток компенсируется реализацией ТС с пробегом. Повышенное увеличение дохода в автодилерских центрах объясняют низкой базой ТС в 2020 году из-за пандемии и повышением цен на ТС. Директор по маркетингу «Рольфа» Виталий Шония отметил, что, благодаря добавочным услугам, потребителям предлагаются наиболее выгодные для салонов цены на ТС, а решение о покупке принимает в любом варианте клиент.
По мнению других дилеров, причиной повышения цен является инфляция, обновление модельного ряда и дефицит ТС.
Например, гендиректор «АвтоСпецЦентра» А. Терлюкевич объясняет повышение цен дальнейшим увеличением дефицита ТС по некоторым брендам, не отрицая также навязывание дилерами доп. услуг покупателям.
В «Автодоме» констатировали, что если ранее с «допами» реализация ТС составляла 20-30%, то сегодня - 99%, так как покупатель фактически не в состоянии отказаться от «допов», которые уже добавлены на ТС.
Положение на зарубежном рынке
Согласно публикаций иностранных СМИ, авторынок РФ отличается от зарубежного. В США, подорожание ТС было осуществлено в результате инфляции. Автодилеры стараются стимулировать предварительные заказы, отказываясь от скидок. При этом, обширных накруток нет. В результате нехватки новых ТС и повышения их стоимости, клиенты переметнулись на вторичный рынок, благодаря чему стоимость подержанных авто (в отличие от РФ) поднялась намного выше – до 32%, по сравнению с новыми ТС - до 7%.
В США не являются популярными «допы», а надбавка автодилеров, на сегодняшний день, составляет 3-8% к предлагаемой розничной стоимости ТС, в то время, как в прошедшем году оказалась отрицательной. Тем не менее, это не отвергает повышение цен до 100% на наиболее дефицитные ТС.
Надо отметить, что рынок в США в некоторой части стабилизируется временным запрещением прямых продаж от производителей. В ближайшее время независимые автодилеры могут выпасть из сегмента продаж. Инициатором этого стала Tesla, отсудившаяся право реализовать ТС напрямую. Благодаря пандемии - данный процесс может быть ускорен.
Прямыми продажами занимаются также производители в РФ, такие как - Hyundai, BMW, Renault. Однако, их достижения скромны (около 3% проданных ТС) из-за отсутствия готовности потребителей приобретать авто «не пощупав» и сильного лобби дилеров.
Автодилеры напрямую саботируют осуществление прямых продаж, а иногда, они же являются инициаторами назначения цен. Так, к примеру, на сайте Renault был предложена новая модель Duster стоимостью 1 млн 772 тысяч рублей (с дополнительными опциями), в то время, как согласно прайсу, стоимость данной модели топ-версий с «допами» составляет лишь на 1 млн 557 тысяч. А автодилеры Hyundai подошли более радикально - подали жалобу властям, обвинив онлайн-платформу автопроизводителя угрозой рабочим местам на рынке.
Когда это прекратится?
В Европе реализация ТС к октябрю падала непрерывно на протяжении 4-х месяцев, а в октябре продажи упали на 29% до 800 тысяч за год. При этом, эксперты предполагают, что достигнута наименьшая точка продаж, и уже в ноябре-месяце ситуация станет восстанавливаться. GM считает, что новый год разрешит проблемы дефицита.
При этом, собеседники The Bell считают, что в 2022 году в РФ цены на ТС продолжат повышаться, но с меньшими темпами по сравнению с 2021 годом. По мнению Владимира Беспалова производители и автодилеры добились нормального уровня своей маржи, а дальнейшее резкое повышение цен смысла не имеет.
В то же время, «Авилон» считает, что цены в ближайшее время вырастут еще на 5%, так как не будет решен вопрос с полупроводниками. По мнению руководства «Автодома», «покупательский рынок» не восстановится ранее 2-го кв. 2023 года, а в 2022 году ТС подорожают на 15%, а возможно на 25-27%.
Руководство «Рольфа» ждет повышения цен у брендов в первой половине следующего года, указывая на то, что авто получает статус инвестиции: ТС при приобретении из салона не дешевеет.
По словам А. Столярова из Autospot, премиальный и китайский сегмент еще не достиг потолка, а вот стоимость массовых моделей уже вряд ли поднимется. При этом, он отмечает, что в следующем году стоимость ТС не понизится, поэтому покупателям не стоит надеяться на снижение цен. Тем более, что ряд наших заводов периодически выставляют объявления о приостановке конвейерных линий.
Автодилеры будут повышать цены до исчезновения дефицита, прогнозирует В. Артамонов из центра «Келес Рус». Поэтому они будут повышать свои доходы, применяя разные способы.
Что делать?
Рекомендуется в любом случае торговаться с автодилером, и в первую очередь за отображение цены ТС в договоре купли-продажи (ДКП), чтобы впоследствии можно было обратиться в суд, если условия ДКП не будут соблюдены. Также, предлагается проведывать как можно большее количество автосалонов, не брезгуя автомобилями-отказниками и даже выезжая в соседние города.
Если дилер не желает продавать автомашину без «допов», можно пригрозить ему обращением с жалобой в Роспотребнадзор, который может наложить дилеру штраф до полумиллиона рублей.
Если покупатель записался в очередь, заключив ДКП без цены и срока приобретения ТС, необходимо проработать условия расторжения ДКП, так как ожидать 3 месяца Lada Vesta при существующей инфляции и при доплате на нее до 50 000 рублей не имеет смысла. Однако, если речь идет о 500 - 800 тысячах рублей, запрашиваемые дилерским центром, например, за кроссовер Kia Mohave, то можно и подождать. Не стоит кормить наглых автодилеров, если с заменой автомашины можно потерпеть.
Свернуть
Комментировать
Причины подорожания автомобилей и как с этим быть
Организация: Подержанная Toyota RAV4: брать или нет
Адрес: Форум Автомобилистов
Сайт:
Отзыв ➤ Причины подорожания автомобилей и как с этим быть